Коронавирус и борьба с ним как форс-мажор:
Распространение коронавируса не является универсальным обстоятельством непреодолимой силы. Нужно исходить из обстоятельств конкретного дела.
Отсутствие денег может признаваться обстоятельством непреодолимой силы, если оно вызвано ограничительными мерами, например запретом на ведение деятельности или установлением режима самоизоляции. Освобождение от ответственности в данном случае допустимо, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог избежать неблагоприятных финансовых последствий из-за ограничительных мер.
Пример — значительное падение прибыли из-за принудительного закрытия предприятия общепита для открытого посещения.
Процессуальные сроки:
Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020г. не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.
Пропущенные процессуальные сроки из-за ограничительных мер, вызванных борьбой с коронавирусом, подлежат восстановлению.
Сроки исполнения обязательств и исковой давности:
Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020г. не являются основанием для переноса срока исполнения обязательств, а также приостановления срока исковой давности.
Банкротство:
Обстоятельства возникновения задолженности перед кредиторами и период ее возникновения не имеют значения при решении вопроса о том, распространяется ли на должника объявленный правительством мораторий.
Ответственность за нарушение карантина и ложную информацию об эпидемии:
Верховный суд дал подробные разъяснения по применению уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, в частности ст. 207.1 УК РФ, ч. 2 ст. 6.3, ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Документ: Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 1 от 21.04.2020